ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БЕТОННЫХ РАБОТ – МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

(Мифология бетоноотделочных машин)

 

Миф  (греч.)    создание коллективной общенародной фантазии,

обобщённо  отражающее  действительность  в  виде  чувственно-

конкретных персонификаций,  которые мыслятся первобытным

                                                                            сознанием вполне реальными (из толкового словаря).

 

            Как и в любой другой области человеческой деятельности, в индустрии производства промышленных полов бытуют устойчивые заблуждения. Иногда они намеренно насаждаются производителями и/или продавцами оборудования для устройства бетонных полов, иногда возникают стихийно вследствие недостатка информации или неправильного её восприятия. Такие заблуждения очень мешают не только потребителям бетоноукладочного и бетоноотделочного оборудования, не позволяя сделать правильный выбор, но и продавцам, поскольку жестокое разочарование одного покупателя приводит его (и его друзей, знакомых и партнеров) к недоверию к сегменту рынка в целом.

            В данных заметках автор попытается вскрыть наиболее вредные и застаревшие мифы «живущие» в секторе двухроторных затирочных машин, не ссылаясь на конкретные модели или конкретных производителей.  В подзаголовок каждого «мифа» автор вынес одно из бытующих ошибочных мнений, далее (синим шрифтом) набрано типичное утверждение продавца, основанное на этом заблуждении и позволяющее ему (если Вы, конечно, с ним согласитесь) продать Вам не совсем ту машину, которая Вам на самом деле нужна. В конце каждого «мифа» (красным шрифтом) сформулировано правило, которое позволит Вам избежать ошибки. Естественно, данные правила отражают субъективное мнение автора, и читатель должен рассматривать их с учетом своего собственного жизненного опыта. Учитывая тематику статьи, автор старался относиться к рассматриваемой «мифологии» с юмором, однако в отдельных случаях это у него плохо получалось, и он заранее просит извинения за некоторую резкость отдельных высказываний.

 

МИФЫ О РАЗМЕРАХ

(ИЛИ БОЛЬШЕ – НЕ ВСЕГДА ЛУЧШЕ)

 

            Миф № 1 (самый распространённый). Чем больше диаметр ротора, тем выше производительность бетоноотделочной машины. «Зачем покупать затирочную машину 2 * 900, если можно почти за те же деньги можно купить 2 * 1200!» - скажет Вам дилер, активно продающий маломощные бетоноотделочные машины с роторами 1200 мм.

            Казалось бы, а как может быть иначе? Ведь при увеличении диаметра ротора увеличивается ширина полосы бетонного пола, обрабатываемого за один проход затирочной машины, а это и есть её производительность!

Уважаемые господа! Школьную программу ещё никто не отменял, а в её числе - закон сохранения энергии! Работа, которую совершает любое физическое тело (затирочная машина или космический корабль) может совершиться только за счет переданной ему энергии, равной мощности двигателя, умноженной на время работы (неизбежные потери не рассматриваем). Эта энергия расходуется на перемещение машины по поверхности обрабатываемых бетонных полов и трение дисков или лопастей об эту поверхность, которое в нашем случае и есть полезная работа. Энергия, затрачиваемая на перемещение машины прямо пропорциональна её массе. Таким образом если мы имеем затирочные машины 2*900 и 2*1200 с одинаковыми двигателями (например 20 л.с.), то работа которую даже теоретически может совершить над поверхностью бетонных полов машина 2*1200 будет меньше, поскольку она тяжелее и требует больших затрат энергии на перемещение себя самой. Отсюда следует, что

заглаживающая машина с диаметром ротора 2*1200 имеет МЕНЬШУЮ производительность обработки промышленных полов, чем машина 2*900, оснащенная таким же двигателем.

Кроме того, работа силы трения (полезная работа) пропорциональна количеству совершённых диском/лопастью оборотов, а производительность (работа, совершаемая за единицу времени) – частоте вращения. Отсюда следует, что:

заглаживающая машина с диаметром ротора 2*1200, даже оснащенная двигателем большей мощности, может иметь МЕНЬШУЮ производительность обработки промышленных полов, чем машина 2*900 с существенно большей частотой вращения роторов.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: имеется в виду не паспортная частота вращения роторов, а та, которую реально в состоянии развивать бетоноотделочная машина под нагрузкой!

Немаловажно, что маломощный двигатель на машине 2*1200 требует от производителя ограничить увеличение веса. Это значит, что вес машины возрастает значительно меньше, чем диаметр роторов. При этом давление, оказываемое машиной на бетон, существенно уменьшается и для достижения сопоставимого результата необходимо «проехать» по одному и тому же месту большее число раз. Это также снижает производительность (хотя оценить это снижение количественно – сложно).

Суммируя сделанные выше утверждения (и конкретизируя их практическим опытом) сформулируем первое правило покупателя оборудования для бетонных работ:

Если Вы хотите реально увеличить производительность отделки промышленных полов пропорционально ширине захвата затирочной машины, обратите внимание на то, чтобы мощность двигателя машины с механическим приводом и управлением возросла пропорционально увеличению диаметра ротора, а частота вращения роторов была такой же или, в крайнем случае, незначительно меньшей. 

Пример 1. Затирочная машина 2*1200 с двигателем более 32 л.с. и реальной частотой вращения до 160 об./мин. позволит Вам пропорционально увеличить производительность обработки бетонных полов по сравнению с  бетоноотделочной машиной 2*900 двигателем 24 л.с. и реальной частотой вращения роторов до 180 об./мин.

Пример 2. Затирочная машина 2*1200 с двигателем 24 л.с. и реальной частотой вращения роторов до 110 об./мин. даст Вам заметное снижение производительности обработки промышленных полов по сравнению с бетоноотделочной машиной 2*900 двигателем 24 л.с. и реальной частотой вращения роторов до 180 об./мин.

Пример 3. Затирочная машина 2*1200 с двигателем 24 л.с. и реальной частотой вращения роторов до 110 об./мин. даст Вам примерно ту же производительность обработки промышленных полов что и бетоноотделочная машиной 2*900 двигателем 20 л.с. и реальной частотой вращения роторов до 140 об./мин.

 

            Миф № 2 (самый молодой). Производительность бетоноотделочной машины возрастает пропорционально росту ширины захвата, т.е. размеру рамы. «Наша затирочная машина – самая большая и самая производительная в мире!» - скажет Вам дилер, предлагающий бетоноотделочные машины с разнесенными роторами.

Как известно, труднее всего доказать, что белое – это белое. Тем не менее, попробуем.

Мы говорим сейчас об увеличении ширины базы, достигнутом не за счет увеличения диаметра роторов, а за счет их разнесения на большее расстояние. Непонятно, как менеджеры, продающие такие машины, мотивируют связанный с этим огромный рост производительности. Очевидно, что производительность (кроме уже обсуждавшихся максимальной скорости вращения роторов и мощности двигателя) определяется пятном контакта рабочего органа с поверхностью бетона, а не размером рамы. Если мы имеем две машины с одинаковыми диаметрами роторов, то вне зависимости от расстояния, на которое эти роторы разнесены, при работе на дисках у этих машин пятно контакта одинаково, а при работе на лопастях – больше у той машины, у которой больше лопастей на каждом роторе. Заметьте, что машины с разнесенными роторами оснащаются очень мощными двигателями. Казалось бы, никакой машине еще не мешал запас мощности. Однако надо четко понимать, что это на самом деле никакой не запас. Энергия, щедро вырабатываемая двигателем, пойдет в основном на то, чтобы просто заставить двигаться машину с разнесенными на полметра роторами, а уж что останется – пойдет на полезную работу – трение. (Как в старом-старом анекдоте, где стюардесса гордо рассказывает про самолет с бассейнами, кинозалами и теннисным кортом, а в конце говорит: «А теперь, со всей этой ерундой на борту мы попытаемся взлететь!») А ведь расходы на топливо тоже входят в стоимость готового промышленного пола!

На взгляд автора, появление машин с разнесенными роторами – это всего лишь очень сильный маркетинговый ход. Невозможно оспаривать тот факт, что с точки зрения психологического воздействия, машина с размахом 3,5 м неподражаема.

Отсюда автоматически следует ВТОРОЕ ПРАВИЛО покупателя оборудования для бетонных работ:

Если Вам надо потрясти Вашего заказчика своей масштабностью и Вас не пугает ни некоторое усложнение работы оператора, ни увеличение расходов на топливо, то затирочные машины с разнесенными роторами – это Ваш продукт. Однако, не расчитывайте на рост производительности, пропорциональный ширине рабочей базы – ориентируйтесь на диаметр ротора и количество лопастей на нём.

 

МИФЫ О СКОРОСТИ

(ИЛИ жизнь полна парадоксов)

 

            Миф № 1 (курьёзный). Скорость вращения роторов затирочных машин можно наращивать неограниченно. «Нет предела совершенству!» - скажет Вам не очень умный дилер.

            Не будем останавливаться на этом мифе надолго в силу его анекдотичности. Тем не менее, один вполне уважаемый дилер достаточно «раскрученного» западного производителя в технических характеристиках абсолютно серьёзно указывает величину 2000 об./мин.  

При затирке в поверхностном слое бетона происходят сложные физико-химические процессы в значительной степени определяющиеся скоростью движения затирочного инструмента. При очень высокой скорости поверхностный слой будет попросту разрушаться как вследствие резкого повышения температуры, так и в результате избыточных сдвиговых напряжений. Как известно, древние люди добывали огонь трением. Если бы частота вращения роторов и правда составляла 2000 об./мин. (это больше 33-х оборотов за секунду!), такая  машина пригодилась бы не для отделки, а для выжигания бетона. Поэтому на основании многолетних проб и ошибок мировые производители оборудования для бетонных работ пришли к оптимальному диапазону частот вращения роторов затирочных машин, и он составляет 80-180 об./мин.

            Отсюда следует ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО покупателя оборудования для бетонных работ:

            Если Вам предлагают бетоноотделочную машину с максимальной частотой вращения роторов заметно превышающей 180 об./мин., будьте уверены – Вас обманывают.

 

Миф № 2 (серьёзный). При выборе затирочной машины следует отдавать предпочтение производителям и моделям с наибольшим значением максимальной скорости вращения роторов. «Наши затирочные машины – самые быстрые и производительные в мире!» - скажет Вам дилер производителя «быстрых» машин, в производственной программе которого нет бетоноотделочных машин с вариатором и/или полноценной гидравлики.

            Казалось бы, автор начинает сам себе противоречить. Только что он утверждал, что «быстрые» машины – производительнее! Как же так?

            А ведь никакого противоречия здесь нет. Внимательный читатель наверняка не пропустил ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ (см. выше). Все дело в том, что паспортная и реальная скорости вращения могут отличаться очень существенно и, в отличие от предыдущего мифа, дело тут совсем не в обмане. Автор нисколько не сомневается, что если провести стендовые испытания бетоноотделочной машины любого достойного производителя, мы получим указанные в её паспорте значения максимальных оборотов роторов. Проблема в данном случае имеет принципиальный технический характер. Конструкция бетоноотделочных машин с механическим приводом обязательно подразумевает наличие трансмиссионного узла, передающего энергию от двигателя к роторам.  Чем больше будет размер ведущего элемента (шкива, шестерни и т.п.) по отношению к ведомому, тем быстрее будут вращаться роторы. Однако, приобретая в скорости, мы неизбежно проигрываем в крутящем моменте. Когда бетон уже практически твёрдый (т.е. при финишной отделке лопастями) мы действительно будем иметь декларируемые обороты. А вот когда бетон еще достаточно пластичный (особенно при заглаживании диском) возникнет «дефицит крутящего момента», и мы не только не увидим обещанных оборотов, но можем просто получить «залипание», когда машина не в состоянии вообще «провернуть» диск. По многочисленным рассказам квалифицированных рабочих-затирщиков, некоторые машины с паспортной частотой 160 об./мин. «вообще не крутят и едва ползают». Для практического осознания вышеизложенного, стоя на месте, включите на своем автомобиле четвертую-пятую передачи (а именно они обеспечивают максимальную скорость вращения колёс) и попробуйте тронуться. Получилось?

            Есть ли выход? Есть! Необходимо сделать взаимосвязь скорость – крутящий момент существенно более эластичной. Это реализуется двумя способами. На машинах с механическим приводом устанавливается вариатор, который позволяет либо сбросом газа обеспечить высокий крутящий момент при малой скорости (уменьшение ведущего элемента трансмиссии по отношению к ведомому), либо добавлением газа добиться высокой скорости при меньшем крутящем моменте скорости (уменьшение ведомого элемента трансмиссии по отношению к ведущему). На машинах с гидравлическим приводом роторы вообще не «привязаны» к двигателю механически, а независимые гидромоторы  как раз и обеспечивают необходимую эластичность связи.      

Так имеют ли право на существование механические машины без вариатора? Безусловно! Просто различные производители оборудования для отделки бетонных полов придерживаются различной «идеологии» их конструирования. Машины с центробежной муфтой и высокими (более 150 об./мин) максимальными оборотами создаются преимущественно для высокопроизводительной финишной отделки, машины среднего «скоростного» диапазона (130-150 об./мин) – конструируются как универсальные, а о «медленных» машинах мы чуть подробнее поговорим в рамках следующего мифа.

Таким образом, мы получили  ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО покупателя оборудования для бетонных работ:

            Если Вам нужна универсальная затирочная машина, хорошо работающая на начальном, среднем и финишном этапах отделки бетонного пола, не покупайте машину с механическим приводом и максимальной частотой вращения роторов более 150 об./мин., если на этой машине не установлен вариатор[1].

 

Миф № 3 (обратный к предыдущему). Затирочные машины с небольшими значениями максимальной скорости вращения роторов удобнее в работе и обеспечивают лучшее качество отделки. «Наша затирочная машина обеспечивает наивысшее качество отделки и к тому же - самая удобная в управлении!» - скажет Вам дилер производителя «медленных» бетоноотделочных машин.

Происхождение этого мифа объяснить проще всего. Помимо производителей, «исповедующих» низкооборотную теорию, в его распространении крайне заинтересованы рабочие-затирщики средней квалификации (новичок вообще с трудом понимает, на чем и как он работает, а Мастера не смущают определенные сложности в управлении «быстрой» машиной). А поскольку в середине всегда большинство, этот миф имеет ничуть не меньшее распространение, чем предыдущий.

Очевидно управлять автомобилем на скорости 40 км/ч существенно проще, чем на 120 км/ч. Схожие ощущения испытывает оператор, сравнивая бетоноотделочные машины со скоростями вращения роторов 110 об./мин и 180 об./мин. Вероятность упасть с обрабатываемого участка, удариться об арматуру или просто не справиться с управлением в первом случае существенно ниже, а жизнь оператора - гораздо спокойнее. Однако покой оператора – не главная задача для человека, вкладывающего деньги в дорогостоящее оборудование для устройства промышленных полов. Для него на первом месте - качество и производительность. С производительностью мы разобрались ещё в самом начале статьи – чем «медленнее» машина, тем ниже производительность.  Теперь поговорим о качестве. Безусловно, высокий крутящий момент, обеспечиваемый «медленными» машинами, позволяет достичь наилучших результатов при первоначальном заглаживании дисками. Однако ни для кого не секрет, что на финишном этапе (а именно он и определяет окончательные свойства и внешний вид поверхности бетонного пола) наилучшие результаты достигаются при отделке на высоких оборотах. Выигрывая на старте, мы проигрываем на финише, вот это – победа! Бдительный читатель скажет, что «ни для кого не секрет» - это не аргумент в серьёзном разговоре. Специально для такого читателя - подробнее.

Изменения, происходящие в поверхностном слое при его обработке бетоноотделочной машиной, происходят под воздействием трёх основных факторов:

- давления, оказываемого рабочим инструментом на поверхность (зависит от веса машины и диаметра роторов);

- трения рабочего инструмента о поверхность (зависит от веса машины, частоты вращения роторов, типа/материала рабочего инструмента и состава/состояния бетона)[2];

- напряжений сдвига в поверхностном слое (зависят от скорости движения рабочего инструмента по поверхности бетона и двух предыдущих факторов).

Последний фактор, аккумулируя в себе первые два, и является определяющим. Сдвиговые напряжения могут быть разрушающего и неразрушающего характера. При увеличении скорости движения рабочего инструмента по поверхности, мы увеличиваем напряжения в поверхностном слое, ускоряя происходящие в нем физико-химические процессы до тех пор, пока не переходим в область разрушающих напряжений. Следовательно, скорость вращения роторов должна быть максимально возможной, но не разрушающей поверхность. Исходя из того что никто в мире не производит машины «быстрее» 200 об./мин, порог разрушения на финишном этапе отделки, видимо, находится в области 200-220 об./мин. Следовательно, отступив несколько вниз от «опасной» границы, следует считать наиболее эффективной область скоростей 140-180 об./мин.    

Так что же, опять обман? Нет, просто машины с низкими (менее 130 об./мин) максимальными оборотами создаются преимущественно для высококачественного первичного заглаживания в сочетании с более «оборотистыми» финишными машинами (а зачем производятся финишные машины с перекрытием лопастей и «максимальной скоростью»  мене 130 об./мин, автор, извините, вообще не понимает). В то же время, установив вариатор или используя гидромоторы, мы можем начинать работать на низких оборотах (при высоком крутящем моменте) не теряя возможности «быстрого финиша». Но в этом случае мы говорим уже не о максимальных, а о минимальных рабочих оборотах, а эта величина указывается продавцами крайне редко (и, кстати, совершенно напрасно).

Таким образом, мы получили  ПЯТОЕ ПРАВИЛО покупателя оборудования для бетонных работ:

            Если Вам нужна универсальная затирочная машина, хорошо работающая на начальном, среднем и финишном этапах отделки бетонного пола, не покупайте машину с максимальной частотой вращения роторов менее 130 об./мин.

 

МифЫ о ГИДРАВЛИКЕ

(или за что вы ТАКИЕ деньги платите)

 

            Миф № 1 (очень вредный). Если на затирочной машине стоят джойстики, то это – машина с гидравлическим приводом. «Посмотрите, мы предлагаем точно такую же бетоноотделочную машину намного дешевле!» - скажет Вам очень нечестный дилер.

            Этот миф, к сожалению, очень активно поддерживается некоторыми продавцами затирочных машин. Автор лично видел на выставке машину одного из лучших в мире производителей оборудования для бетонных работ, около которой гордо красовалась табличка: «Бетоноотделочная машина с гидравлическим приводом и управлением, модель и т.д.» (Пальцами, естественно, показывать не будем). В отличие от многих других людей, любовавшихся на эту действительно отличную машину, автор взял на себя труд присесть и заглянуть под защитную раму. И знаете, что он там увидел? Редукторы, шкив и приводные ремни. Если бы на табличке отсутствовали слова про привод - это можно было бы расценивать, как некомпетентность, но в предложенном варианте никаких других определений кроме «недобросовестная конкуренция» и «намеренное введение покупателя в заблуждение» в голову не приходит. Данный случай, конечно, вопиющий (и, строго говоря, вполне приемлемый для судебного разбирательства). Как правило, в технической спецификации просто пишут: «Гидравлическая затирочная машина», не уточняя, что именно в этой машине приводится в действие гидравликой. В этом случае продавца вообще невозможно уличить в обмане – гидравлика ведь на машине есть!

            Зачем это делается? Разница в цене механического привода с использованием редукторов и гидравлического привода превышает $ 10000. Таким образом, покупатель видит две визуально похожие машины (с джойстиками) с сопоставимыми (на бумаге) техническими характеристиками при огромной разнице в цене. На вопрос: «Почему?» всегда можно ответить: «Мы не такие жадные!». А менеджер по закупкам или генеральный директор не всегда догадаются присесть на корточки и засунуть голову под раму.

            Вред, наносимый рынку оборудования для бетонных работ такими акциями, очевиден. Человек в процессе эксплуатации видит все присущие механическому приводу ограничения и недостатки, искренне думая, что приобрел гидравлическую машину. В результате, дискредитируется целый класс бетоноотделочных машин, а рынок недопотребляет затирочное оборудование более высокой категории.

            Вред, наносимый «гениальным» продавцом деловой репутации фирмы-производителя (своего делового партнёра), которая дискредитируется им вдвойне (и с точки зрения эксплуатационных возможностей гидравлики, и с точки зрения неизбежно вскрывающегося время от времени обмана), его, видимо, мало волнует – важнее сиюминутная прибыль. Ведь такую машину можно продать заметно дороже, чем она стоит на самом деле, и, в то же время, заметно дешевле, чем «настоящую» гидравлику продают конкуренты.

            Так что же такое джойстики? Это лишь крайне удобный способ реализации узла управления движением. Он, безусловно, существенно облегчает работу оператора, а значит, делает её более качественной и производительной, НО джойстики не имеют никакого отношения к приводу затирочной машины и к тем преимуществам, которые гидравлический привод обеспечивает.

Таким образом, мы получили ШЕСТОЕ ПРАВИЛО покупателя оборудования для бетонных работ:

            Если Вы готовы к приобретению гидравлической затирочной машины, помните, что наличие джойстиков еще ничего не означает. Потребуйте от продавца внятного (желательно письменного) объяснения механизма передачи энергии от двигателя к роторам, особенно если цена машины кажется Вам очень заманчивой. Если вы услышите хоть одно слово о центробежной муфте, вариаторе или лучшем в мире усиленном редукторе, знайте – Вас обманывают. Не поленитесь заглянуть на то, что стоит над крестовиной с лопастями. Гидромотор – это металлическая коробка, к которой подходят только шланги и провода, если вы увидите валы, ремни или какие-то ещё механические элементы – см. выше[3].

 

            Миф № 2 (очень небезосновательный). Гидравлика всегда течет. «Зачем вам головная боль за бешеные деньги!» - скажет Вам дилер производителя, в производственной программе которого нет гидравлических затирочных машин.

            Здесь все коротко и ясно. Этот миф, как ни странно, тоже порожден джойстиками. Искреннее желая облегчить работу операторов на машинах с механическим приводом, некоторые производители устанавливают гидравлический узел управления движением (джойстики) на недорогих моделях. Поскольку серьёзное удорожание этих моделей сделало бы их неконкурентоспособными, гидравлическая часть также максимально удешевляется. Как это сказывается на качестве – догадайтесь сами. Такая гидравлика, конечно, течет.

            Автору нечего больше сказать по данному вопросу, кроме как сформулировать СЕДЬМОЕ ПРАВИЛО покупателя оборудования для бетонных работ (короткое, как выстрел):

            Не покупайте дешёвые затирочные машины с гидравлическими узлами – они будут течь.

 

Миф № 3 (очень смешной). Огромные тяжёлые гидравлические затирочные машины просто провалятся в бетон. «Как на них вообще работать!» - скажет Вам дилер, в программе продаж которого нет бетоноотделочных машин большого класса.

            Такая мысль действительно может посетить голову при первом взгляде на «топовые» модели всех производителей. Они поражают своими размерами. Однако задержаться надолго в способном выполнять свои физиологические функции мозге эта мысль просто не имеет права. Бетоноотделочная машина 2*900 весом 370 кг оказывает на бетон давление (на дисках) 370/(2*p*0,452)=290 кг/м2, а супермашина 2*1500 весом 1100 кг - 1100/(2*p*0,752)=311 кг/м2, т.е. всего на 7% больше.

Отсюда автоматически следует вОСЬМОЕ правило покупателя оборудования для бетонных работ:

Не пугайтесь огромного веса бетоноотделочных машин с большим диаметром ротора – давление на бетон возрастает пропорционально массе, а падает - обратно пропорционально КВАДРАТУ диаметра ротора.

 

            Миф № 4 (очень наивный). Гидравлика вообще не нужна. «Люди просто «от жира бесятся», купите лучше две механические затирочные машины за те же деньги!» - скажет Вам дилер, в программе продаж которого нет полноценной гидравлики (или нет на складе, а Вам надо срочно).

            Для полноценного разговора на данную тему пришлось бы подробно описывать все преимущества бетоноотделочных машин с гидравлическим приводом, а это – отдельная большая статья. Поэтому попытаемся коротко сформулировать, что именно Вы покупаете за такие большие деньги.

            1. Качество отделки.

Давление. Как мы только что показали, давление «большой» машины на бетон незначительно выше, чем давление «маленькой». В среднем, разница лежит в диапазоне 5-10%. Этой разницы недостаточно для «продавливания» бетона, но вполне достаточно для заметного улучшения качества обработки.

Ширина захвата. Ясно, что чем больше ширина обрабатываемого за один проход машины бетонного пола, тем большей ровности и гладкости можно добиться. Гидравлический привод позволяет увеличить ширину захвата до трёх метров.

Широкий диапазон регулировки частоты вращения роторов. Как мы уже говорили ранее, гидромоторы показывают существенно более пологую кривую зависимости крутящего момента от скорости. В результате, вы можете работать на очень низких оборотах на начальном этапе отделки (механические машины, даже оснащённые вариатором, не могут работать при 10-20 об./мин, а гидравлика – без проблем) и, в то же время, развивать необходимые высокие обороты на финишном этапе.

Низкая утомляемость оператора. Полное отсутствие физических усилий при управлении машиной позволяет оператору полностью и на длительное время сосредоточиться на своей главной задаче – качественной обработке поверхности.

2. Производительность.

Давление. Большее давление, оказываемое машиной на поверхность обрабатываемого промышленного пола, позволяет достичь желаемого эффекта меньшим количеством «проходов» машины по одному и тому же месту.

 Ширина захвата. Большая ширина захвата позволяет обработать одну и ту же площадь бетонного пола за меньшее количество «проходов» машины.

Низкая утомляемость оператора. Полное отсутствие физических усилий при управлении машиной позволяет оператору обработать большую площадь за одну смену, а, тем более за несколько смен, следующих друг за другом непрерывно (заметьте, без ухудшения качества).

Существенное сокращение ежедневного/еженедельного технического обслуживания. Наличие у затирочных машин с механическим приводом узлов, вращающихся с высокой скоростью, предполагает их внимательное и частое обслуживание. Узлы ведомого вала (в особенности – шкив) требуют тщательной ежедневной очистки от бетона. (Чем кончается дисбаланс высокооборотного шкива, вызванный плохо отчищенным бетоном, многие читатели знают).  Резьбовые соединения в зоне высокоскоростных узлов требуют систематической протяжки, а детали узла привода (центробежная муфта, вариатор) – регулярной разборки и очистки. В гидравлических машинах таких узлов попросту нет, поскольку насос гидравлического масла сопряжён с двигателем и расположен максимально далеко от поверхности обрабатываемого бетонного пола. В результате Ваша бригада потратит на обслуживание машины на несколько часов в неделю меньше и с удовольствием (поскольку Вы им за это и платите) посвятит эти часы отделке промышленных полов.

 3. Экономическая эффективность.

Универсальность. Если предположить, что Вам надо сочетать высокую производительность с высоким качеством, то Вам необходимы «медленные» машины на старте и «быстрые» - на финише. Чтобы отбросить прочие факторы, рассмотрим машины 2*1200. Две хорошие механические машины (одна – низкооборотная, другая – финишная) обойдутся Вам примерно в $ 40000, тогда как одна гидравлическая - $ 35000.

Надёжность. Всем известно, что самое слабое место бетоноотделочных машин с механическим приводом – редуктор. Чем больше машина, тем сильнее он нагружен. На самых больших моделях нагрузки на редукторы близки к критическим. Приобретая затирочную машину с гидравлическим приводом, Вы вообще избавляетесь от редуктора и от необходимости периодически его перебирать (и платить за это деньги).

Экономия на рабочей силе. Предположим, Вам удалось найти квалифицированных рабочих-затирщиков за $1500 в месяц. Предположим, что мы сравниваем две недорогие механические машины 2*900 по $12500 каждая с очень дорогой гидравлической 2*1500 за $42000. В первый год работы «дешевый» вариант обойдется Вам в $61000, а «дорогой» - в $60000.  А если посчитать за два первых года, то «дешевый» будет стоить $97000, а «дорогой» - $78000. Продолжать?

Теперь мы готовы сформулировать ДЕВЯТОЕ правило покупателя оборудования для бетонных работ:

Если Вы подошли к производительности, заметно превышающей 1000 кв.м. в смену, и Вы хотите не только сохранить качество обработки поверхности бетонных полов, но и улучшить его, минимизируя при этом издержки, то Вам не обойтись без бетоноотделочных машин с гидравлическим приводом.

 

…И  ЛЕГЕНДЫ О ВЫГОДНЫХ ПОКУПКАХ

 

            Легенда № 1 (о ценах и комплектации). Разница в стоимости аналогичных затирочных машин одного класса у разных дилеров связана исключительно с различиями в «аппетитах» этих дилеров. «Посмотрите, мы предлагаем точно такую же бетоноотделочную машину дешевле, зачем вам переплачивать!» - скажет Вам очень хитрый дилер.

Когда Вы приходите покупать себе автомобиль, Вы очень подробно выясняете, что именно входит в заявленную Вам цену. Вы понимаете, что автоматическая коробка передач стоит дороже, чем ручная, наличие кондиционера, круиз-контроля и кожаного салона увеличивает стоимость покупки. Почему же Вы, приобретая оборудование для бетонных работ, часто смотрите только в прайс-лист? Попытаемся разобраться, откуда же берётся удешевление, превращающееся иногда впоследствии в фактическое удорожание.

1.  Транспортировочное приспособление (разница в цене $400-$1400). Двухроторная бетоноотделочная машина – вещь тяжёлая, даже самые облегченные модели весят не меньше 250 кг.  Если транспортировочное приспособление не включено в стандартную комплектацию затирочной машины, сразу же приплюсуйте его стоимость. Поверьте, таскать машину по стройплощадке на руках крайне невыгодно для Вас и с точки зрения потерь драгоценного времени, и с точки зрения необходимого на площадке количества людей, и с точки зрения стоимости последующего ремонта (такая транспортировка обычно кончается деформацией траверс).

2. Насос распылителя (разница в цене $100-$200). Часто на машинах малого класса (2*900) насос либо не входит в штатную комплектацию, либо входит в виде ручной (а не электрической) помпы. Согласитесь, что замедлить «схватывание» бетона иногда оказывается жизненно необходимо.

3. Количество фар (разница в цене около $50 за фару). Просто посчитайте лампочки на машине. Затирка промышленных полов часто происходит ночью, а освещение наших стройплощадок бывает чисто номинальным (а для оценки качества поверхности оператору нужен хороший плоский боковой свет). Ни один фонарь не будет лишним на Вашей машине!

4. Регулируемое мягкое кресло оператора (разница в цене около $150). Если Вы думаете, что Ваши рабочие переживут без такой роскоши, вспомните, что один из Ваших лучших затирщиков имеет рост 165 см, а другой – 185 см, а сидеть им в этом кресле всю ночь. Связку утомляемость – производительность/качество нельзя отменить приказом по организации.

5. Система синхронной регулировки угла наклона лопастей на обоих роторах (разница в цене $500-$1000). Это вообще одно из любимых направлений «экономии». Как правило об отсутствии такой системы продавцы просто скромно умалчивают, полагая что покупатель о ней и сам не знает (часто так и бывает). Есть правда и «ноу-хау» в этой области. Особо «талантливые» продавцы продают отсутствие системы синхронизации, как «уникальную запатентованную систему независимой регулировки», нимало не озадачиваясь тем фактом, что независимая регулировка угла наклона есть вообще на любой двухроторной машине любого производителя. Чтобы оценить необходимость такой системы, представьте, что Вам необходимо всю ночь по мере твердения бетона поднимать лопасти все на больший и больший угол. При наличии системы синхронизации, Вам достаточно повернуть одну ручку. При её отсутствии, Вы сначала повернёте одну, затем другую. Поскольку никаких шкал на бетоноотделочных машинах не предусмотрено, Вы никогда не сможете с первого раза поднять лопасти одинаково, и машина начнёт вращаться вокруг своей оси. Затем в три-четыре попытки, поочерёдно слегка смещая лопасти правого и левого роторов, Вы интуитивно устраните вращение машины и тем самым синхронизируете угол. Удобно? А если Вам надо проделать эту процедуру неоднократно? Производительно? В заключение, запомните, что система синхронизации при необходимости отключается лёгким движением руки.

6. Круиз-контроль или ограничитель скорости вращения роторов (разница в цене $500-$1000). Время работы оператора на затирочной машине за одну смену сопоставимо со временем поездки на автомобиле «из Петербурга в Москву». Только последний отрезок этого времени оператор работает при полностью выжатой педали (имеются в виду гидравлические и «вариаторные» машины), а всё остальное время он «ловит» педалью оптимальную на данный момент частоту вращения. Скажите, если бы дорога между двумя столицами была хоть чуть-чуть приспособлена для применения круиз-контроля, Вас сильно огорчило бы наличие этой опции на Вашем автомобиле? А теперь вспомните про связь между утомляемостью, качеством и производительностью. Заметьте, что за круиз-контроль иногда выдаётся рычаг регулировки оборотов двигателя. Не верьте! Ограничение оборотов роторов на гидравлических машинах осуществляется не путём изменения оборотов двигателя, а путём ограничения подачи гидравлического масла.

7. Усиленный редуктор (разница в цене около $500 за каждый или $1000 за пару). Такую опцию Вам с радостью предложит любой дилер в виде «супермощного», «сверхнадёжного» или ещё какого-нибудь единственного в мире, защищённого ста тридцатью патентами, редуктора. Такая готовность связана с тем, что Вы не в состоянии ни увидеть, ни потрогать эту опцию изнутри. Можно лишь посоветовать скромно поинтересоваться диаметром ведомой шестерни предлагаемого Вам неземного создания. Это как раз тот случай, когда «размер имеет значение». Уникальность узла должна заключаться в существенно большем размере ведомой шестерни, чем на машинах конкурентов (или хотя бы других моделях того же производителя). Кстати, и весь «уникальный» редуктор должен быть визуально крупнее.  

Несложный арифметический подсчёт показывает, что Вам могут предложить как небольшую, так и огромную разницу в цене на «одинаковые» машины практически «на пустом месте», будьте бдительны!

Так возникает ДЕсЯТОЕ правило покупателя оборудования для бетонных работ:

Принимая решение о покупке и сравнивая цены на различные двухроторные бетоноотделочные машины, предложите всем желающим их Вам продать в письменном виде предоставить перечень опций, включённых в заявленную цену и цены на отсутствующие опции. Затем с помощью калькулятора приведите стоимость всех машин к некой единой комплектации и только тогда сравнивайте их стоимость[4].

 

            Легенда № 2 (о дешёвых дисках и лопастях). Одни и те же диски и лопасти можно купить в различных местах за очень разные деньги, надо просто не полениться и поискать. «Мы предлагаем комплектующие для затирочных машин любого производителя и заметно дешевле, чем оригинальные!» - скажут Вам очень многие продавцы.

Из чего складывается стоимость диска? Из стоимости металла и стоимости производства. Если предположить, что стоимость производства у всех примерно одинакова, то несложно догадаться, что разница в цене «прячется» где-то в металле. А точнее, уменьшение толщины диска  всего на 0,5 мм даст разницу в цене достаточную для того, чтобы потрясти любое воображение. А ведь стали различных марок будут сильно отличаться в цене даже при одинаковой толщине исходного листа!  А от чего ещё зависит износостойкость диска, как не от марки стали и толщины листа?

Аналогичная (даже ещё более выраженная) ситуация с лопастями. Дело в том, что затраты на производство лопастей существенно ниже, чем на производство дисков. Таким образом, удельный вес «стальной» составляющей в конечной цене лопастей ещё выше.

Исходя из этого, формулируем ОДИННАДЦАТОЕ правило покупателя оборудования для бетонных работ:

За редкими исключениями, ресурс дисков и лопастей прямо пропорционален их стоимости. Покупая дешёвые комплектующие, Вы можете в конечном итоге заплатить заметно больше ввиду необходимости их существенно более частой замены.

 

 

На этом пока закончим. Автор искренне надеется, что сформулированные им правила помогут Вам сделать правильный выбор при приобретении новых затирочных машин. В то же время, автор нисколько не сомневается, что многие интересные заблуждения выпали из поля его рассмотрения. Он готов как дополнить имеющиеся разделы, так и создать новые, если Вы поделитесь с ним имеющимися в Вашем распоряжении мифами и рекомендациями по их преодолению. Признательность автора и ссылка на Вашу помощь в тексте статьи гарантируется.

 

Кроме того, автор понимает, что кто-то может не согласиться с высказанными им утверждениями и предлагает всем желающим вступить в открытую полемику. Он гарантирует, что любое особое мнение будет опубликовано в рамках данной статьи без купюр и за подписью приславшего его лица при условии, что оно не будет содержать ни одного указания на конкретные модели и/или конкретных производителей (и, естественно, не будет содержать оскорбительных или нецензурных выражений).

 

Любые материалы, касающиеся данной статьи, просьба присылать на info@0-9.ru с темой сообщения «Статья».

 

С уважением,

 

Дмитрий Позднеев

 

 

 



[1] Привод на базе вариатора: верхний шкив несимметричный, одна из щёк напоминает жестяную миску, нижний шкив – сборная деталь, ремень – широкий и зубчатый. Привод на базе центробежной муфты: верхний шкив - сборная деталь в форме цилиндра, нижний шкив – цельнометаллическая деталь, ремни узкие и чаще гладкие.

[2] Очевидно, что большую роль на начальном этапе отделки играют также силы поверхностного натяжения, поскольку вода, присутствующая в поверхностном слое, активно смачивает рабочий инструмент в результате чего, он «прилипает» к поверхности. Поскольку сейчас нас интересует финишный этап обработки, данного эффекта мы касаться не будем.

[3] Редуктор явно отличается наличием вентилятора охлаждения с одной стороны, входящим в него горизонтальным валом с другой и наличием окошка (или пробки) для контроля уровня трансмиссионного масла.

 

[4] Автор не обидится, если Вы составите табличку на основе вышеизложенных семи пунктов и предложите соискателям её заполнить.